Прицельная стрельба 2 часть Начнем с того, что стрельба ведется не только в пространстве, но и во времени. Часто именно несвоевременность выстрела позволяет противнику уйти из-под огня невредимым. Конечно, будет не совсем верным утверждать, что своевременность выстрела зависит только от нажатия на спусковой крючок. Безусловно, прежде нужно изготовиться для стрельбы и прицелиться. Но если противник скрылся из вида до момента спуска курка, то с выстрелом можно и подождать, сменить позицию, сократить дистанцию. Другими словами, на первых двух фазах возможно отказаться от заведомо неудачного выстрела. Иначе дело обстоит при спуске курка. Вновь обратимся к рекомендациям «Наставления по стрелковому делу», в котором о спуске курка говорится много правильных слов. Но одна фраза должна насторожить воина, готовящего себя к ведению ближнего боя. Речь идет о том, что выстрел должен происходить «незаметно для стреляющего». Возможно, при стрельбе по неподвижной цели это допустимо. Однако в бою потеря контроля над моментом выстрела ставит под сомнение возможность управления динамикой огневого контакта. Тезис о том, что, умело нажимая на спусковой крючок, можно управлять моментом выстрела будет обоснован в разделе «Стрельба по движущимся целям». А здесь упомянем еще об одной особенности этой фазы стрельбы. Известно, что, нажимая на хвост спускового крючка, усилие необходимо прикладывать точно в продольной плоскости оружия. Правда, сделать это гораздо сложнее, чем сказать. Дело в том, что биомеханика естественного сгибания указательного пальца направляет усилие несколько иначе (по касательной к окружности, радиусом которой является сам палец). В результате возникает вращательный момент, «заваливающий» ствол влево (при стрельбе правой рукой). Более того, заваливающий момент увеличивается из-за перекрестных связей между пальцами одной руки. Следуя за движением указательного пальца, остальные еще больше отклоняют пистолет в сторону. Причина этого банальна. Кисти рук буквально оплетены, перебинтованы сухожилиями. Некоторые из них связывают пальцы между собой. Музыканты тратят сотни часов на упражнения, позволяющие «развязать» движения пальцев, сделать их независимыми друг от друга, автономными. Но добиться нужного результата нелегко. При стрельбе проще нейтрализовать заваливающий момент равным по величине, но противоположным по направлению компенсирующим моментом, слегка разворачивая кисть наружу. Совмещение компенсирующего разворота с нажатием спускового крючка в едином, общем движении становится реальностью после некоторой тренировки. Однако, углубившись в тонкости спуска курка, не следует забывать, что в то же самое время боец стабилизирует свою стрелковую позицию и удерживает ровную мушку. Все три контура, обеспечивающие точный выстрел, как могут, согласовывают свои действия, всеми силами «оберегая» верный прицел оружия. Каким же образом отразится на этом, и без того противоречивом, процессе управление нажатием на спусковой крючок? Ответ очевиден. Появится дополнительный дестабилизирующий фактор — работа четвертого контура управления стрелковыми движениями. Не случится ли так, что новый контур, вмешиваясь в процесс стрельбы, окончательно запутает, поставит в тупик центральную нервную систему? Давайте порассуждаем. Управляя моментом выстрела, нужно учитывать тактику и динамику действий противника. Источником необходимой информации является зрение. Но не будем забывать, что зрение уже «разрывается» между фиксацией пистолета в области прицеливания и удержанием ровной мушки. Теперь стрелок вынужден согласовывать видимую картину боя еще и с динамикой нажатия на спусковой крючок. При этом информация о движении указательного пальца поступает из проприоцептивной системы (за счет мышечно-суставного чувства). В результате получаем уже два датчика в одном контуре управления. Дальше — больше. Так как нажатие на спусковой крючок обеспечивается тонкой работой мышц, приводящих указательный палец и поворачивающих кисть, то, следовательно, исполнительным механизмом нового контура является мускулатура предплечья. Но эти мышцы уже работают над удержанием ровной мушки. Сейчас же они должны сформировать движение, компенсирующее «завал» пистолета при спуске курка. Создается впечатление, что произвести надежный прицельный выстрел вообще невозможно. Но не будем торопиться с выводами. Начинающие стрелки могут отказаться от управления моментом выстрела и стрелять по «Наставлению...», то есть так, чтобы выстрел происходил «незаметно». Без компенсирующего движения так же можно обойтись. Нужно лишь заранее рассчитать поправку на «завал» пистолета и при стрельбе смещать точку прицеливания. Тогда спуск курка превратится в плавное, без рывков, нажатие на хвост спускового крючка —«плавный спуск». Однако, на наш взгляд, это не главное. Даже если некоторым стрелкам осложнения, возникающие при спуске курка покажутся несущественными, все равно остается проблема согласования работы трех автономных контуров: контура стабилизации стрелковой позиции; контура коррекции положения пистолета; контура прицеливания. Динамика этих контуров имеет явно колебательный характер («ходит» стойка, покачивается рука, дрожит мушка в прорези целика). Следовательно, изготовившись к выстрелу, прежде чем спустить курок, стрелок должен «успокоить» колебания во всех трех контурах, свести к допустимому минимуму их амплитуду и частоту. Ясно, что чем лучше это удается, тем выше результат стрельбы. Для того, чтобы подавить колебания в каком-либо одном контуре, стрелку потребуется некоторое время. Более того, невозможно окончательно, раз и навсегда прекратить в контуре всякое движение. Через некоторое время колебания непременно возникнут и снова раскачают стрелковую позицию. Но не будем забывать: выстрел обеспечивается совместной работой всех трех контуров, и подавить колебания в них нужно практически одновременно. С одной стороны, это упрощает задачу, с другой — привносит дополнительные трудности. И упрощает и одновременно осложняет по одной и той же причине: появляется возможность взаимного подавления колебаний в разных контурах. Казалось бы, теперь можно не заботиться о минимизации амплитуды и частоты колебаний в каждом отдельном контуре. Однако взаимная компенсация возможна лишь тогда, когда параметры всех стрелковых движений согласованы. Иначе вместо взаимного подавления появится опасность возникновения резонанса — неконтролируемого роста амплитуды колебаний. От чего же зависит согласование процессов во всех трех контурах? Прежде всего, от верной изготовки. Именно правильная изготовка позволяет сложить отдельные колебания в тот короткий промежуток времени, когда они имеют нужную амплитуду и находятся в противофазе. Если в этом интервале нажать на спусковой крючок, то цель будет поражена с высокой вероятностью. Вопрос лишь в том, как задать нужные параметры для всех стрелковых движений. Параметры движения в любом из трех контуров зависят от структуры стрелковой позиции, как звук зависит от формы и размера музыкального инструмента. Оплатив опыт кровью, сотни поколений бойцов уже отыскали самые удачные виды изготовок. Теперь они преподносятся инструкторами как стандартные, типовые варианты. С этим трудно поспорить. Однако следует помнить, что именно структура стрелковой позиции задает амплитуду и частоту колебаний. Этот факт делает очевидным вред слепого копирования «идеальных» изготовок. Поскольку особенности индивидуального строения тела каждого бойца непременно скажутся на результате выстрела. Вывод ясен: нет нужды считать стандартные изготовки обязательным элементом стрельбы. Напротив, важен именно индивидуальный подбор стрелковых положений. Хотя, безусловно, начинать поиск следует с апробации стандартных позиций, постепенно видоизменяя и «подгоняя» их под себя. Необходимость поиска индивидуальной структуры стрелковой позиции не единственная проблема верной изготовки. Не будем забывать, что движения во всех трех контурах должны быть согласованы не только по параметрам, но и по времени. В противном случае вместо взаимной компенсации колебаний может возникнуть резонанс, и тогда изготовка развалится как карточный домик. Придется опускать руку и восстанавливать нормальное состояние. Как же согласовать между собой временную структуру стрелковых движений? Это и есть тот самый сакраментальный вопрос, ответ на который помогает стрелку приблизиться к выдающимся мастерам. Универсальных рецептов здесь не существует. Но наметить направление поиска — вполне реально. Согласовать процессы во времени можно единственным способом — отыскав верную очередность их запуска. Кроме того, чтобы гарантированно подготовить мгновение, когда все стрелковые движения, накладываясь друг на друга, компенсируют свое сбивающее влияние на выстрел, нужно управлять еще и временем начала каждого движения. Только так, формируя одновременно и пространственную, и временную структуру выстрела, стрелок обеспечивает себе возможность на какое-то мгновение «зависнуть» в полной неподвижности. Даже из этих весьма общих рассуждений ясно, что согласование пространственно-временной структуры выстрела дело весьма тонкое. Тут нужно понять главное. Относиться к принятию стрелковой позиции нужно не как к самостоятельному акту, а как к общему, единому процессу производства выстрела, который включает и прицеливание, и спуск курка. Только тесно увязывая все эти элементы, соизмеряя их амплитуду, выстраивая их во времени, можно подготовить условия для взаимного подавления большинства дестабилизирующих факторов. Но и это еще не все. Акт взаимной компенсации — зависание, произойдет не сразу. Должно пройти некоторое время. И вот тут придется запастись терпением. Очень просто, не выдержав ожидания, спустить курок раньше или замешкаться и опоздать с выстрелом. Зависание — лишь миг, мгновение неустойчивого равновесия, за которым неотвратимо следует нарастающая потеря устойчивости. Упустишь его, и придется начинать все с начала. В начале раздела мы не дали четкого критерия правильности стрелковой позиции, а выразили одно лишь неясное пожелание удобства исходного положения. Пришло время уточнить интуитивное отношение к изготовке. Удобство — это не возможность беспечно нежиться, отдыхать во время стрельбы. Удобство — это отсутствие внутренних противоречий при формировании пространственно-временной структуры выстрела и ожидании момента зависания. Согласование внешних условий с изготовкой и производством выстрела — тема дальнейшего разговора. Подведем итоги. Для того, чтобы прицельный выстрел из пистолета был результативным, необходимо обеспечить условия для согласованной работы контуров стабилизации, коррекции и прицеливания. А это — удовлетворительное физическое и психическое состояние стрелка; приемлемые внешние условия; отсутствие дополнительных раздражающих факторов (неожиданные вспышки, внезапные громкие звуки, толчки, вибрации). Кроме того, цель должна быть неподвижной и хорошо различимой. И, что самое важное, нужно иметь достаточно времени на каждый прицельный выстрел. На наш взгляд, такой способ ведения огня совершенно не подходит для боевого применения пистолета и является чисто спортивным.